Две тысячи лет, чтобы стать личностью
I-IV вв.
Родители видят в детях свою собственность: легко расстаются с ними, швыряют в реки, морят голодом, оставляют в безлюдных местах на растерзание зверям и птицам.
V–XII вв.
Раннее Средневековье не знает детства. Ребенка одевают во взрослую одежду, корсеты, доспехи. В детях видят уменьшенную копию взрослых и наравне с ними арестовывают, пытают, казнят.
XIII век
Детские образы появляются в живописи: ангелы, младенец Иисус или нагое дитя как символ души умершего. Реальных детей художники «заметят» только спустя 400 лет.
1837
Немецкий педагог Фридрих Фребель организует первый в мире детский сад, где создает модель общественного воспитания маленьких детей. Он придумывает игрушки, которые позже назовут «развивающими».
1861
В Ясной Поляне Лев Толстой открывает Свободную школу для крестьянских детей, где применяет идеи ненасильственной педагогики.
1897
Идея свободного воспитания, основанного на саморазвитии, сформулирована американским педагогом и философом Джоном Дьюи. Ее обсуждение в разных странах мира привело к рождению новой научной дисциплины — философии образования.

1907
Доверие к детям, признание их уникальности — на этом основаны принципы педагогики итальянки Марии Монтессори. Ее книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики» издана издана во многих странах, в России — в 1913 и... 2005 году.
1917
25 сентября в России опубликована первая в мире Декларация прав ребенка. Ее автор, российский педагог Константин Вентцель, пишет о правах детей на жизнь, защиту, счастье и свободу.
1919
При Лиге Наций (предшественнице ООН) создан Комитет по охране детства.
Австрийский философ Рудольф Штайнер предлагает концепцию педагогики, основанной на антропологии ребенка и антропософском понимании личности.
1921
«Дети свободны быть самими собой!» — лозунг школы «Саммерхилл», созданной в Великобритании педагогом Александром Ниллом. Школа успешно работает и сегодня, ее называют самым счастливым учебным заведением в мире.
1946
ООН создает Детский фонд (Unicef) для оказания помощи европейским детям после Второй мировой войны.
«Ребенок и уход за ним» — книга американского педиатра Бенджамина Спока перевернула представление о системе и методах семейного воспитания. Началась эра «свободного воспитания». Позже Спок откажется от идеи вседозволенности и публично попросит прощения у американских родителей за то, что «поломал их жизнь и жизнь их детей».
1959
20 ноября ООН принимает Декларацию прав ребенка, которая в числе других признает право детей «при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь».
1965
«Доверие матери к своим чувствам — ключ к гармоничным отношениям взрослых и детей», — утверждает английский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт. Для западного общества эта мысль стала революционной: раньше многие женщины в США и Европе привыкли следовать советам специалистов, нередко не замечая, в чем действительно нуждается ребенок.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Вам нужно авторизаоваться.