Чашка настроения: чайные церемонии Востока и Запада

Наверно, есть кто-то, кто не пьет чай, но мне такие не встречались. Я тоже люблю чай. Правда, пью обычно ароматизированный в пакетиках — и чаще всего дома перед компьютером.

Это, конечно, совсем не чайная церемония! Там другие ассоциации: средневековая Япония, кимоно, глиняные чашки, чайный домик… А главное — состояние покоя, близкое к просветлению.

Возможно ли достичь этого дома? Вот вопрос, который меня занимал. Почти трехмесячный карантин многих заставил искать занятие, которое приносит в душу покой, даже если вокруг бушуют информационные бури. Да и на будущее хорошо бы иметь что-нибудь в этом роде про запас.

С просьбой стать моим проводником в этой теме я обратился к Любови Гуськовой, которая интересуется культурой Японии больше 30 лет. Сначала ее увлекла старинная литература и особенно поэзия, затем традиционная вышивка на шарах тэмари.

 

Также она — одна из немногих москвичек, кто умеет правильно надеть настоящее японское кимоно, завязав все положенные узлы.

«Чайную церемонию я начала изучать на всякий случай, — говорит Любовь Гуськова, — чтобы не ударить в грязь лицом, если меня пригласят в японский дом. И зацепило. Но я еще учусь, до совершенства мне далеко…»

КАК ТОНКО! 

В церемонии немало нюансов, известных только посвященным. Сегодня все популярнее становится зеленый чай матча, он же «маття», его продают в виде готового порошка. Однако «настоящий церемониальный чай перемалывается вручную, — рассказывает изучающая чайные традиции Любовь Гуськова, — а затем его взбивают до густой пены». И способ делать это у каждой чайной школы свой. В ход идет специальный бамбуковый венчик «тясэн». Его предварительно вымачивают в горячей воде. У каждого предмета для церемонии — свое предназначение и своя история.

ПО ВСЕМ ПРАВИЛАМ 

Японская чайная церемония — сложный ритуал, в котором важны любые детали и выверено каждое движение. «Имеет значение даже способ, которым вы развязываете тесемки мешочка для чайницы, сосуда для хранения чая», — поясняет Любовь Гуськова.

Связанные с чаем обычаи есть не только в Японии. Многие из нас с детства помнят Алису в Стране чудес и Безумное чаепитие с участием Шляпника и его друзей, во время которого всегда было 17:00. Английский файф-о-клок («пять часов») тоже имеет свой этикет: стол накрывают однотонной скатертью и с соответствующими салфетками.

Традиционный сервиз включает в себя около двадцати пяти предметов (в том числе щипцы для сахара и вазочку с живыми цветами). Все они выполняются в светлых тонах без лишних украшений, чтобы не отвлекать от процесса: участники не спеша наслаждаются напитком и беседой.

Им предлагают на выбор от пяти до десяти сортов чая и закуски. Причем не только сладости, но и сэндвичи. Не путать с бутербродами! Сэндвичи маленькие, на один укус.

В Англии чаепитие поначалу было обычаем аристократии, но позже распространилось во всех сословиях. Оно требует некоторых знаний, но не специального обучения. При желании его вполне можно устроить дома с друзьями.

А вот для японской церемонии «требуется много специальных атрибутов, и это дорогостоящие вещи, поскольку делаются мастерами, передающими свои секреты из поколения в поколение», — замечает Любовь Гуськова.

Конкретный набор предметов зависит от типа церемонии. Меньше всего требуется для походного варианта «Бон тэмаи» (бон — поднос, тэмаи — сама церемония). В традиционный набор входят чайница, бамбуковая ложка для насыпания и такой же венчик, котел, чаша, а также чаши для гостей.

Существует множество видов керамики для чая — и помимо оценки вкусовых тонкостей гости любуются внешним видом и декором посуды, оценивают, насколько сочетаются между собой различные элементы набора.

ВХОДИТЕ С МИРОМ 

В зависимости от времени суток японская церемония называется: утренняя, полуденная, вечерняя, закатная. Самая официальная — полуденная.

В ней есть место не только чаю: сначала подают обед из нескольких блюд, и он идет два-три часа. Затем начинается «первое разжигание угля»: помещение окуривается благовониями. Затем гости гуляют по саду и отдыхают в беседке ожидания, а по возвращении настает время церемонии койтя, «густого» чая.

Хозяин заваривает маття, который полагается пить маленькими глотками из одной чаши по кругу. Затем следует «второе разжигание угля» и финальная часть — переход к «легкому» чаю усутя, который подают каждому в отдельной чашке.

Такую церемонию не удастся провести, если нет специального чайного домика. Перед ним должен располагаться сад камней, чтобы настроить гостей на созерцательный лад. В основное помещение ведет маленькая дверца. Ее размеры требуют оставлять оружие снаружи.

Сегодня вряд ли кто-то придет к нам в гости вооруженным. Но символический смысл по-прежнему актуален: разногласия следует оставить за пределами этого мирного места.

Оригинал здесь.
  • 9 ноября 2020 г.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно авторизаоваться.